«Нечего изучать Вселенную. Мы уже знаем достаточно. Пора покончить с этим дурдом[ом] раз и навсегда»
(из чата эфилистов)
Любопытен вопрос, зачем эфилистам вообще потребовалось лезть в современную физику. Казалось бы, каково бы ни было понимание фундаментальных законов природы, это не затрагивает напрямую их идею, что биологическая жизнь наполнена страданием и потому является злом. И вместе с тем требования к строгости рассуждений и их проверке в этой науке куда выше, чем в философии, заработать репутацию псевдонаучного фрика очень легко, и это вряд ли пойдёт на пользу.
Однако же эфилизм - это своего рода культ Простого Решения. Смерть - это надёжно, это абсолютно отказоустойчиво, нет жизни - нет проблем, навсегда! Но для того, чтобы быть вполне уверенным в этом решении, картина мира должна быть тоже достаточно простой, лишённой всяких неопределённостей, и уж тем более лишённой риска быть однажды значительно пересмотренной или расширенной из-за новых научных открытий.
Если однажды обнаружится, к примеру, что Вселенная на самом деле вечна, а вместо завершения истории в виде «тепловой смерти» она периодически проходит через полную «перезагрузку», сжатие и новый большой взрыв, это будет означать, что жизнь обречена зарождаться снова и снова на разных планетах. Тогда эфилизм может потерять смысл. Ведь надежды раз и навсегда устранить из мира всю жизнь и связанные с нею страдания у эфилистов уже не будет. А устранение жизни лишь на Земле окажется для них таким же частичным и эгоистичным решением, как и устранить лишь только самого себя, забыв об ужасных мучениях всех остальных живущих, настоящих и будущих.
Для фанатика, сделавшего эфилизм смыслом и центром всей своей жизни, видящего в этой своей сверхценной идее единственно возможный путь ко всеобщему спасению от страдания через всеобщую вечную смерть, это должно быть поистине мучительной перспективой. Современные физика и космология, явно ещё не завершённые, с множеством нерешённых проблем, должны выглядеть для него угрожающе, в них не найти той абсолютной вечной «отказоустойчивости», которая ему так необходима.
На новые теории, ставящие под сомнения простую и предсказуемую картину мира, он смотрит, быть может, даже с большей ненавистью, чем церковники смотрели в своё время на Галилея, посмевшего предположить, что Земля - не центр, вокруг которого вращается всё, и тем поставить под сомнение авторитет Священного Писания. Я даже встречал в чатике эфилистов мнение, что современные учёные якобы жаждут чудес и магии, потому и изобретают эти свои всё более странные теории вместо того, чтобы придерживаться простоты. Так уж ли далеко это ушло от популярных в тёмные века обвинений в колдовстве?
(из чата эфилистов)
Любопытен вопрос, зачем эфилистам вообще потребовалось лезть в современную физику. Казалось бы, каково бы ни было понимание фундаментальных законов природы, это не затрагивает напрямую их идею, что биологическая жизнь наполнена страданием и потому является злом. И вместе с тем требования к строгости рассуждений и их проверке в этой науке куда выше, чем в философии, заработать репутацию псевдонаучного фрика очень легко, и это вряд ли пойдёт на пользу.
Однако же эфилизм - это своего рода культ Простого Решения. Смерть - это надёжно, это абсолютно отказоустойчиво, нет жизни - нет проблем, навсегда! Но для того, чтобы быть вполне уверенным в этом решении, картина мира должна быть тоже достаточно простой, лишённой всяких неопределённостей, и уж тем более лишённой риска быть однажды значительно пересмотренной или расширенной из-за новых научных открытий.
Если однажды обнаружится, к примеру, что Вселенная на самом деле вечна, а вместо завершения истории в виде «тепловой смерти» она периодически проходит через полную «перезагрузку», сжатие и новый большой взрыв, это будет означать, что жизнь обречена зарождаться снова и снова на разных планетах. Тогда эфилизм может потерять смысл. Ведь надежды раз и навсегда устранить из мира всю жизнь и связанные с нею страдания у эфилистов уже не будет. А устранение жизни лишь на Земле окажется для них таким же частичным и эгоистичным решением, как и устранить лишь только самого себя, забыв об ужасных мучениях всех остальных живущих, настоящих и будущих.
Для фанатика, сделавшего эфилизм смыслом и центром всей своей жизни, видящего в этой своей сверхценной идее единственно возможный путь ко всеобщему спасению от страдания через всеобщую вечную смерть, это должно быть поистине мучительной перспективой. Современные физика и космология, явно ещё не завершённые, с множеством нерешённых проблем, должны выглядеть для него угрожающе, в них не найти той абсолютной вечной «отказоустойчивости», которая ему так необходима.
На новые теории, ставящие под сомнения простую и предсказуемую картину мира, он смотрит, быть может, даже с большей ненавистью, чем церковники смотрели в своё время на Галилея, посмевшего предположить, что Земля - не центр, вокруг которого вращается всё, и тем поставить под сомнение авторитет Священного Писания. Я даже встречал в чатике эфилистов мнение, что современные учёные якобы жаждут чудес и магии, потому и изобретают эти свои всё более странные теории вместо того, чтобы придерживаться простоты. Так уж ли далеко это ушло от популярных в тёмные века обвинений в колдовстве?
Комментарии
Отправить комментарий