Неприязнь эфилистов к «теориям чёрных лебедей» может быть объяснена тем же, что и их неприятие современной физики. Простое решение смотрится убедительно только в упрощённой картине мира. Возможность труднопрогнозируемых и редких событий со значительными последствиями («чёрных лебедей») такой картине явно вредит.
Эфилистам совсем не хочется, например, принимать всерьёз возможность существования жизни (и, уж тем более, цивилизаций, превосходящих нашу) на других планетах. Это сделало бы устранение всей жизни во Вселенной намного более трудной задачей, если вообще решаемой. Поэтому они предпочитают просто отмахиваться от этой возможности, обзывая её «нулевой гипотезой» или «чёрным лебедем», как будто это что-то доказывает. А ведь мы ещё знаем о Вселенной очень мало, не можем с помощью имеющихся приборов детально рассмотреть многие триллионы других звёздных систем (особенно - находящихся в других галактиках). Поэтому мы вовсе не можем быть уверены, что вся остальная Вселенная мертва.Ирония, однако, заключается в том, что сама возможность победы адептов эфилизма, хотя бы и только лишь на нашей планете, - это "чёрный лебедь". Идея, что это небольшое непопулярное движение, основанное маргиналом с сомнительной репутацией и ограниченной известностью, однажды сумеет положить конец всей жизни на Земле, есть не более чем один из многих экзистенциальных рисков, вероятность реализации которых трудно оценить. Вроде риска, что очередной мутировавший вирус вдруг окажется фатальным для всего человечества, или что искусственный интеллект в будущем восстанет против людей.
Таким образом, отрицая значимость «чёрных лебедей», эфилисты отрицают значимость самих себя.
Комментарии
Отправить комментарий